Каждый ребенок имеет право на воспитание в семье, особую заботу, помощь и здоровое развитие. Именно поэтому детям, оставшимся без попечения родителей, лучше жить в приемной семье, чем в детском учреждении. Семейные формы устройства ребенка довольно разнообразны: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Решение взять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей – не легкий и очень ответственный шаг. Люди делают этот шаг под влиянием очень разных обстоятельств. Это может быть желание стать родителем и подарить свою любовь и заботу маленькому человеку или желание дать лишенному родительской ласки ребенку семью. В любом случае, это решение достойно уважения.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся в состоянии повышенной тревожности и внутренней растерянности. Они испытывают сложные, противоречивые чувства к родителям и к тому, что с ними произошло. У этих детей за плечами огромный негативный опыт: они находились в социальной не благополучной среде, страдали от пренебрежения, нередко были свидетелями или даже сами подвергались физическому, психическому или же сексуальному насилию.
Воспитание в государственном учреждении не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. В настоящие время провозглашается приоритет семейных форм воспитания детей: усыновление, опека, патронат, приемная семья. В России 2008 год был объявлен «Годом Семьи», что повлекло за собой рост числа семей желающих взять на воспитание детей оставшихся без попечения родителей. Однако многие принимающие родители недостаточно владеют необходимыми знаниями для создания новой семьи. В связи с этим создана программа Школы принимающих родителей (ШПР).
Цель программы: «Школы принимающих родителей»
Подвести граждан, имеющих намерение принять ребенка в свою семью, к осознанному выбору – стать ему родителем.
Сформировать установку - быть успешными родителями и организовать психологическую поддержку семьи.
Дать комплексные знания, с помощью которых родители могут самостоятельно понимать причины возникающих проблем и находить пути их решения.
Задачи программы: «Школы принимающих родителей»
1. Сформировать у кандидатов основу правых знаний.
2. Установить уровень педагогических знаний и навыков кандидатов в приемные родители.
3. Помочь кандидату разобраться в своих чувствах и намерениях оценить свою психологическую готовность, прийти к осознанному родительству.
4. Сформировать представление о депривационных нарушениях ребенка, оставшегося без попечения родителей; синдромы социального сиротства; потребностях ребенка.
5. Донести информацию о роли социального окружения для развития ребенка.
6. Раскрыть возможность разных стилей воспитания.
7. Настроить будущего принимающего родителя на дальнейший контакт с представителями ШПР в рамках сопровождения принимающей семьи.
Занятия в Школе принимающих родителей проводят специалисты ЦППП: педагоги-психологи, социальные педагоги, методисты. Обучение проходит в форме лекций, семинаров, тренингов и практических занятий.
Программа ШПР разбита на II этапа:
I. этап (10 часов) – для кандидатов в замещающие родители, оформляющие опеку над родственниками (внуками, племянниками, братьями, сестрами).
II. этап (28 часов) – для кандидатов оформляющих опеку, усыновление (удочерение), приёмную семью над детьми из государственных учреждений, а также оформление повторной опеки.
Программа представляет возможность кандидатам в замещающие родители подготовиться к приему ребенка более осознано, дать возможность взрослым членам семьи научиться работать с собственными ресурсами при решении возникающих проблем, чтобы предотвратить вторичные отказы от приемных детей. Существует достаточно много мифов относительно приемных детей, которые следует осознать принимающим родителям перед тем, как взять в свою семью приемного ребенка. Именно поэтому в Школе принимающих родителей, семьи могут пообщаться с опытными приемными родителями, и конечно же, приобрести новые знания и навыки, необходимые для воспитания приемного ребенка.
Основные блоки «Школы принимающих родителей»
1. Юридический блок
2. Психолого-педагогический блок
3. Медицинский блок
1. Юридический блок:
Дети, подлежащие усыновлению, опеке, помещению в приемную семью;
Отличие форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Организационно-правовые основы создания и функционирования принимающих семей;
Требования предъявляемые к кандидатам в принимающие родители;
Материальные и нематериальные права и обязанности принимающих родителей;
Подготовка требуемых документов на ребенка при семейных формах устройствах.
2. Психолого-педагогический блок:
Психологические (психические особенности детей, оставшихся без попечения родителей (депривация, формирование привязанности, психотравма, прошлый опыт ребенка));
Возрастная психология (общие вопросы психологии развития ребенка; особенности развития ребенка на разных возрастных этапах: дошкольный, младший школьный, подростковый периоды, возрастные кризисы);
Установление контакта с ребенком. Адаптационный период;
Воспитательный потенциал семьи. Принципы, формы и методы воспитания детей в семье;
Особенности общения и взаимодействия в принимающей семье (дети-родители, приемнные-кровные дети, приемные дети - другие родственники). Тайна усыновления;
Развитие личности ребенка (духовно-нравственное);
Взаимодействие с социальным окружением ребенка (с кровными родственниками). Значение отношений с биологической семьей;
Вопросы конфликтологии.
3. Медицинский блок:
Наиболее часто встречающиеся формулировки диагнозов детей;
Влияние генетической наследственности на здоровье и поведение ребенка;
Особенности возрастного физического, речевого развития детей;
Детские заболевания (неврологические). Профилактика заболеваний;
Основы гигиены и санитарии, здоровый образ жизни;
Оказание первой доврачебной помощи.
Неподготовленность части родителей приводит к отказам от принятых детей. Помимо психологических травм, как детей, так и взрослых, не справившихся с ситуацией, есть еще вероятность распространения негативной информации, стараясь оправдать свой поступок, люди могут распространяться о невыносимых качествах приемных детей, укрепляя мифы и стереотипы, уже существующие.
Подготовка в Школе принимающего родителя, способствует более успешной адаптации семьи после приема ребенка и распространению более объективной информации о происходящих процессах при приеме детей.
Этапы работы в Школе принимающих родителей:
регистрация кандидатов;
предварительное собеседование;
анкетирование;
диагностическая работа;
лекции, семинары и практические занятия в ШПР;
итоговое тестирование;
выдача справок сертификатов.
Специалисты обеспечивающие выполнение программы:
педагоги-психологи;
специалисты по социально-педагогической работе;
дефектолог;
врач-педиатр;
методисты.
Пройдя обучение в Школе принимающих родителей, кандидаты получают следующие знания и навыки:
1. овладевают правовой базой;
2. осознают реальные проблемы, с которыми предстоит столкнуться, что даст возможность в полной мере оценить свою ответственность и не бояться неизвестности;
3. изучают педагогические приемы компенсаций моральных травм и отрицательного опыта, полученного детьми в детских домах;
4. учатся интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребенка в семье;
5. становятся более восприимчивыми к чувствам и реакциям других людей, прежде всего, детей;
6. узнают типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
7. становятся более уверенными в себе, узнают свои слабые и сильные стороны;
8. приходят к осознанному родительству.
Система подготовки позволяет слушателю самому научиться разбираться в ситуации и квалифицированно выбирать оптимальные решения, подходящие для конкретной ситуации.
По окончанию курса занятий проводится тестирование. Слушатели получают документы, (справка сертификат) подтверждающее, что они послушали соответствующие разделы курсов. Справка сертификат не выдается, если слушатель пропустил более 20% занятий.
Учебно-тематический план "Школы принимающих родителей"
№ | Название блока и темы | Формы занятий / часы | Ответственные | |||
информационные материалы | Практические занятия | другие | ||||
| Знакомство. Выявление ожиданий и занятий |
|
| предварительная беседа | методист | |
I | Юридический блок | 4 часов |
| |||
1. | Законодательные основы принятия ребенка в семью | 1 |
|
| социальный педагог | |
2. | Формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 1 |
|
| социальный педагог | |
3. | Процедура семейного устройства детей, лишенных родительского попечения. Требования к кандидатам в принимающие родители | 1 |
|
| социальный педагог | |
4. | Права и обязанности принимающих родителей. | 1 |
|
| социальный педагог | |
II | Психолого-педагогический блок | 18 часов | педагоги-психологи | |||
1. | Внутренний мир ребенка: как его сохранить? Особенности психологического состояния детей, попавших в приют, стадии переживания горя | 1 |
| педагог-психолог | ||
2. | Семейные мифы и семейные традиции | 1 |
| педагог-психолог | ||
3. | Стили семейного воспитания | 1 |
| педагог-психолог | ||
4. | Воспитательный потенциал семьи | 1 |
| педагог-психолог | ||
5. | Детство без обид и унижений | 1 |
| педагог-психолог | ||
6. | Мотивы принятия ребенка в семьи | 1 |
| социальный педагог | ||
7. | Преодоление трудностей в воспитании приемных детей | 1 |
| социальный педагог | ||
8. | Сопровождение замещающих семей | 1 |
|
| социальный педагог | |
Тестирование для кандидатов прослушавших курс ШПР – в объеме 10 часов | ||||||
9. | Психофизиологическое развитие детей 0-3 | 1 |
| педагог-психолог | ||
10. | Психофизиологическое развитие детей 3-7 лет. Возрастные кризисы. | 1 |
| педагог-психолог | ||
11. | Особенности психики ребенка-подростка | 1 |
| педагог-психолог | ||
12. | Проявление чувств к своему приемному ребенку | 1 |
| педагог-психолог | ||
13. | Семейные ценности | 1 |
| педагог-психолог | ||
14. | Выбор ребенка, что надо о нем знать | 1 |
| педагог-психолог | ||
15. | Этап создания семьи | 1 |
| социальный педагог | ||
16. | Этап адаптации в новой семье | 1 |
| педагог-психолог | ||
17. | Особенности адаптации замещающей семьи | 1 |
| педагог-психолог | ||
18. | Сознательное родительство каким должен быть принимающий родитель | 1 |
| педагог-психолог | ||
III | Медицинский блок | 4 часов |
| |||
1. | Психогенетика | 1 |
|
| педагог-психолог | |
2. | Здоровье приемного ребенка; биологические родственники | 1 |
|
| Дефектолог | |
3. | Нарушение речи у детей. Причины, способы их устранения | 1 |
|
| педагог-психолог | |
4. | Заболевание детей воспитывающихся в приемных семьях | 1 |
|
| врач-педиатр | |
| Итоговые занятия |
|
| |||
| Тренинг | 2 |
|
| ||
| Приглашение приемных родителей со стажем |
|
|
| педагог-психолог | |
| Итоговое тестирование для кандидатов прослушавших курс ШПР – в объеме 28 часов | методист | ||||
| всего: 28 часов |
|
|